Детская военно морская энциклопедия казачья чайка баркас. «Редкая птица»: какими они были, казацкие «чайки. Казачий струг — прямой потомок

Описание окружающей местности

Уникальная казацкая чайка.

Этнографический театр "запорожские казаки".

1559 год — знаменитый Крымский поход. Флотилия из 150—200 чаек и дубов спустилась от Хортицы по Днепру, захватила два турецких корабля и высадила войска на западное побережье Крыма неподалёку от Перекопа. После нескольких успешных стычек с отрядами Давлета I Гирея запорожцы взяли Кафу, главный невольничий рынок, освободили пленённых соотечественников и успешно возвратились на Хортицу. (из Википедии)

Уникальная казацкая чайка, поднятая со дна днепра, стала главным экспонатом будущего музея истории судоходства.

На легендарном казацком острове хортица в торжественной обстановке был открыт выставочный павильон для сохранения и реставрации казацкой чайки . На полотнище перед входом можно прочесть слова президента украины леонида кучмы: "запорожская чайка -- гордость и святыня украины". Просторный павильон станет в дальнейшем главным помещением первого в нашей стране музея истории судоходства на днепре.

После русско-турецкой войны xviii века на дно днепра ушли десятки казацких судов.

Сведения о том, что в тридцатых-сороковых годах xviii столетия в районе хортицы существовала крупная судоверфь , можно найти в трудах историков д.Яворницкого и я.Новицкого, посвященных запорожскому казачеству. В период русско-турецкой войны 1735--1739 годов на верфи находилось около 400 судов разных типов -- казацкие лодки, дубы, галеры, кончебасы, плашкоуты, прамы и даже большие парусные бригантины. Основу флотилии составляли 24-весельные казацкие лодки, вооруженные четырьмя небольшими пушками (по две на носу и корме), длиной до 18 метров.

Казацкая флотилия хорошо показала себя во время боев, с ее помощью, например, в 1737 году захватили турецкую крепость очаков. Но с окончанием войны и уходом гарнизона с хортицы флотилия была брошена у причалов. Ледоходы и наводнения со временем погубили десятки судов. Активные поиски их останков и следов верфи начали только в 1971 году, когда молодые запорожские историки и аквалангисты георгий шаповалов и евгений спинов создали экспедицию подводных археологических работ. Многочисленные находки, поднятые аквалангистами из днепровских глубин, украшают ныне экспозиции запорожских музеев.

Прошлой весной сотрудники национального заповедника "хортица" валерий нефедов и максим остапенко, изучавшие русло старого днепра, в двадцати метрах от берега на десятиметровой глубине обнаружили засыпанный песком хорошо сохранившийся корпус старинного судна -- казацкой лодки xviii столетия. В европе до сих пор подобных находок нет.

В лодке и рядом с ней археологи и водолазы нашли множество уникальных вещей казацкой эпохи -- ядра, пули, пики, кремневые пистоли с клеймами "киев 1734", тульский мушкет со штыком, пуговицы, пряжки, люльки, кожаную обувь, детали такелажа, предметы быта. Но как поднять старинное судно целым со дна реки? на территории снг никогда не проводились подобные операции, соответствующих методик и технических средств нет.

Тогда свои услуги историкам предложили конструкторы и монтажники запорожского алюминиевого комбината (залк). За короткое время они разработали и собрали специальный стапель с траверсой для подъема и удержания казацкой чайки. Чтобы успеть в срок, работали и в выходные сразу над несколькими вариантами конструкции. Важно было все рассчитать точно, дабы пролежавшее два с половиной века на дне судно, будучи выдернутым из грунта, не рассыпалось, как карточный домик. Отдельные трудности представляли поиск площадки для сбора стапеля на берегу и доставка его катером к месту подъема. В последние дни водолазы и подводные археологи работали порой по 11 часов, пробив под корпусом лежащего на дне судна несколько траншей, через которые провели эластичные ремни...

Торжественный подъем чайки состоялся 13 октября 1999 года -- накануне дня города и впервые отмечаемого дня запорожского казачества. А 7 ноября на специальном понтоне чайку подтянули к набережной, где на несколько часов выставили на всеобщее обозрение.

Чайку едва не погубили "коллекционеры".

О дальнейшей судьбе находки писали в те дни все областные газеты: судно предполагалось обработать консервантом, предотвращающим разрушение древесины на открытом воздухе, отреставрировать и выставить в специальном ангаре возле хортицкого музея казачества. Но пока чайка стояла на берегу, на водной станции завода "днепроспецсталь", вездесущие варвары начали вытаскивать из лодки старинные гвозди, предлагая их для продажи в антикварные магазины. Местные журналисты забили тревогу. Лодку перевезли на охраняемую территорию конного этнографического театра "запорожские казаки" , расположенного на хортице, укрыли от непогоды целлофановой пленкой. На помощь опять пришло руководство алюминиевого комбината, пообещав купить и смонтировать для казацкой чайки, ставшей для запорожья своеобразным символом (есть идея поместить ее изображение на герб города), сборный ангар площадью в тысячу квадратных метров. И вот на прошлой неделе ангар, превратившийся в выставочный павильон, был открыт.

Все, что поднято из днепра вместе с чайкой, представлено на стеллажах. Само судно обработано консервантом (10 тонн его приобрели в россии заранее), так что за будущее старинного чуда можно не беспокоиться -- потомки его увидят. Со временем в павильоне разместятся другие находки со дна днепра -- фактически это будет первый музей в украине, отражающий историю судоходства на великой реке. Он станет частью музея истории запорожского казачества и всего национального заповедника "хортица".

Вместе с единственным в стране конным театром остров может стать этнографической туристской меккой. Об этом говорил на открытии павильона председатель госкомитета молодежной политики, спорта и туризма украины иван федоренко: в украине, являющейся членом всемирной туристической организации, по поручению президента леонида кучмы разрабатывается программа развития туризма до 2010 года, и остров хортица станет обязательным ее компонентом.

Стоит отметить, что проект "запорожская чайка" стал возможным благодаря поддержке многих спонсоров, в первую очередь благотворительного фонда "допомога" (во главе с народным депутатом, председателем запорожской областной администрации алексеем кучеренко), культурного центра "хортица" (председатель валерий козырев) и, конечно же, запорожского алюминиевого комбината (генеральный директор иван бастрыга). Трудно сказать, как сложилась бы судьба чайки, если бы не их помощь. "Я благодарен всем сотрудникам алюминиевого комбината, которые поддержали инициативу своего директора по осуществлению этого национального проекта, -- сказал "фактам" председатель культурного центра "хортица" валерий козырев, вдохновитель и организатор этнографического конного театра "запорожские казаки". -- Подъем чайки и строительство павильона обошлись им в 350 тысяч гривен. Это не просто благотворительность -- таким образом формируются национальная культура, самосознание, национальная идея. Запорожье может претендовать на право быть истоком в построении государственности. Смысл в том, чтобы возродить чайку не только как символ казачества, но и как символ государственности украинского народа. Еще маркс назвал запорожские сечи прообразом демократической республики."

____________________________________________________________________________________________

Унікальна козацька чайка.

Етнографічний театр "запорізькі козаки".

1559 - знаменитий Кримський похід. Флотилія з 150-200 чайок і дубів спустилася від Хортиці по Дніпру, захопила два турецькі кораблі і висадила війська на західне узбережжя Криму неподалік від Перекопу. Після декількох успішних сутичок із загонами Давлет I Гірея запорожці взяли Кафу, головний невільницький ринок, звільнили полонених співвітчизників і успішно повернулися на Хортицю. (З Вікіпедії)

Унікальна козацька чайка, піднята з дна Дніпра, стала головним експонатом майбутнього музею історії судноплавства.

На легендарному козацькому острові Хортиця в урочистій обстановці був відкритий виставковий павільйон для збереження та реставрації козацької чайки. На полотнище перед входом можна прочитати слова президента України Леоніда Кучми: "запорізька чайка - гордість і святиня України". Просторий павільйон стане надалі головним приміщенням першого в нашій країні музею історії судноплавства на Дніпрі.

Після російсько-турецької війни xviii століття на дно днепра пішли десятки козацьких судів.

Відомості про те, що в тридцятих-сорокових роках xviii століття в районі Хортиці існувала велика судноверф, можна знайти в працях істориків д.Яворніцкого і я.Новіцкого, присвячених запорізькому козацтву. У період російсько-турецької війни 1735 - 1739 років на верфі знаходилося близько 400 суден різних типів - козацькі човни, дуби, галери, кончебаси, плашкоути, Прам і навіть великі вітрильні бригантини. Основу флотилії складали 24-веслові козацькі човни, озброєні чотирма невеликими гарматами (по дві на носі і кормі), довжиною до 18 метрів.

Козацька флотилія добре показала себе під час боїв, з її допомогою, наприклад, в 1737 році захопили турецьку фортецю Очаків. Але з закінченням війни і відходом гарнізону з Хортиці флотилія була кинута біля причалів. Льодоходу та повені з часом погубили десятки судів. Активні пошуки їх останків та слідів верфі почали тільки в 1971 році, коли молоді запорізькі історики та аквалангісти Георгій Шаповалов і евгений спинив створили експедицію підводних археологічних робіт. Численні знахідки, підняті аквалангістами з дніпровських глибин, прикрашають нині експозиції запорізьких музеїв.

Минулої весни співробітники Національного заповідника "Хортиця" Валерій Нефьодов і Максим Остапенко, що вивчали русло старого днепра, у двадцяти метрах від берега на десятиметровій глибині виявили засипаний піском, що добре зберігся корпус старовинного судна - козацького човна xviii століття. У Європі до цих пір подібних знахідок немає.

У човні і поряд з нею археологи і водолази знайшли безліч унікальних речей козацької епохи - ядра, кулі, піки, крем"яні пістолі з клеймами "київ 1734", тульський мушкет з багнетом, гудзики, пряжки, люльки, шкіряне взуття, деталі такелажу, предмети побуту. Але як підняти старовинне судно цілим з дна річки? на території СНД ніколи не проводилися подібні операції, відповідних методик та технічних засобів немає.

Тоді свої послуги історикам запропонували конструктори та монтажники запорізького алюмінієвого комбінату (ЗАлК). За короткий час вони розробили і зібрали спеціальний стапель з траверсою для підйому та утримання козацької чайки. Щоб встигнути в строк, працювали і у вихідні відразу над декількома варіантами конструкції. Важливо було все розрахувати точно, щоб пролежало два з половиною століття на дні судно, будучи висмикнути з грунту, не розсипалося, як картковий будиночок. Окремі труднощі представляли пошук майданчики для збирання стапеля на березі і доставка його катером до місця підйому. В останні дні водолази і підводні археологи працювали часом по 11 годин, пробивши під корпусом лежачого на дні судна кілька траншів, через які провели еластичні ремені ...

Урочистий підйом чайки відбувся 13 жовтня 1999 року - напередодні дня міста і вперше відзначається дня запорізького козацтва. А 7 листопада на спеціальному понтоні чайку підтягли до набережної, де на кілька годин виставили на загальний огляд.

Чайку ледь не погубили "колекціонери".

Про подальшу долю знахідки писали в ті дні всі обласні газети: судно передбачалося обробити консервантом, що запобігає руйнування деревини на відкритому повітрі, відреставрувати і виставити в спеціальному ангарі біля Хортицького музею козацтва. Але поки чайка стояла на березі, на водній станції заводу "Дніпроспецсталь", всюдисущі варвари почали витягати з човна старовинні цвяхи, пропонуючи їх для продажу в антикварні магазини. Місцеві журналісти забили на сполох. Човен перевезли на територію, що охороняється кінного етнографічного театру "запорізькі козаки", розташованого на Хортиці, приховали від негоди целофановій плівкою. На допомогу знову прийшло керівництво алюмінієвого комбінату, пообіцявши придбати і змонтувати для козацької чайки, яка стала для Запоріжжя своєрідним символом (є ідея помістити її зображення на герб міста), збірний ангар площею в тисячу квадратних метрів. І ось минулого тижня ангар, що перетворився на виставковий павільйон, був відкритий.

Все, що підняте з днепра разом з чайкою, представлено на стелажах. Саме судно оброблено консервантом (10 тонн його придбали в росії заздалегідь), так що за майбутнє старовинного дива можна не турбуватися - нащадки його побачать. Згодом у павільйоні розмістяться інші знахідки з дна Дніпра - фактично це буде перший музей в Україні, що відображає історію судноплавства на великій річці. Він стане частиною музею історії запорізького козацтва і всього національного заповідника "Хортиця".

Разом з єдиним у країні кінним театром острів може стати етнографічної туристської меккою. Про це говорив на відкритті павільйону голова держкомітету молодіжної політики, спорту і туризму України Іван Федоренко: в Україні, є членом всесвітньої туристичної організації, за дорученням президента Леоніда Кучми розробляється програма розвитку туризму до 2010 року, і острів Хортиця стане обов"язковим її компонентом.

Варто відзначити, що проект "запорізька чайка" став можливим завдяки підтримці багатьох спонсорів, в першу чергу благодійного фонду "допомога" (на чолі з народним депутатом, головою запорізької обласної адміністрації Олексієм Кучеренком), культурного центру "Хортиця" (голова Валерій Козирєв) та, звичайно ж, запорізького алюмінієвого комбінату (генеральний директор Іван Бастрига). Важко сказати, як склалася б доля чайки, якщо б не їхня допомога. "Я вдячний всім співробітникам алюмінієвого комбінату, які підтримали ініціативу свого директора по здійсненню цього національного проекту, - сказав" фактами "голова культурного центру" Хортиця "Валерій Козирєв, натхненник і організатор етнографічного кінного театру" Запорізькі козаки ". - Підйом чайки і будівництво павільйону обійшлися їм у 350 тисяч гривень. Це не просто благодійність - таким чином формуються національна культура, самосвідомість, національна ідея. Запоріжжя може претендувати на право бути витоком у побудові державності. Сенс у тому, щоб відродити чайку не тільки як символ козацтва, але і як символ державності українського народу. Ще маркс назвав запорізькі січі прообразом демократичної республіки. "

Чайки – задиристые, своенравные птички, готовые на многое ради вкусного обеда. Их существует множество видов, но характер у всех одинаковый. Где обитают эти животные, как предпочитают вить гнезда и воспитывать своих малышей, поговорим в статье.

Описание чаек

Все чайки принадлежат к семейству Чайковых птиц. Наряду с крачками и скиммерами. Существует около пятидесяти видов чаек, встречающихся по всему миру, представленных многочисленными видами. Несмотря на повсеместное использование общего термина «чайки», они располагаются не только в морской, прибрежной или пелагической среде. Большая часть этих птиц прекрасно чувствуют себя, проживая во внутренних средах обитания.

Это интересно! Встречаются они и в заболоченной местности, на территории сельскохозяйственных полей, или даже в городских и пригородных районах вдалеке от берега водоемов. Чаек, в основном, не встретить в крутых горах, самых бесплодных пустынях или плотных джунглях.

Внешность разных видов чаек довольно разнообразна. Окрас животных наталкивал людей во все времена сопоставлять их появление с яркими легендами. Чайки – не исключение. Разновидность этих птиц с оперением розового цвета воистину прославилась. Издавна ходит легенда, что розовые чайки – это красавицы девушки, с которыми расквиталась злая ведьма из-за их неземной красоты. Якобы, она утопила их в розовой воде из зависти, после чего на небе появились розовые птицы – их невинные души, которые и доныне приходят на помощь морякам, попавшим в беду.

Внешний вид

Внешность чайки тесно связана с видовой принадлежностью, ведь у каждого вида свои отличия. Но есть в них и что-то общее. Например, у всех у них длинное, обтекаемое тело аэродинамичной формы. Также почти квадратный хвост и длинные в размахе крылья. Самцы и самочки внешне ничем не отличаются друг от друга. Чайки белого цвета – пожилые представители птиц, молодняк же имеет буроватый оттенок в окрасе.

Это интересно! Вес животного колеблется от 150 граммов до 2 килограммов, в зависимости от вида. Размер – от 30 до 80 сантиметров.

У них средней длины ноги красного или черного цвета и мощный крючковатый клюв . Такая форма необходима для того чтобы можно было удерживать скользкую морскую добычу. Размер птиц колеблется в зависимости от вида. На лапах бывают перепонки. Их наличием могут похвастаться морские представители, у обитателей океана их нет. Окрас чаек контрастный. Белый низ сочетается с темными отметинами на голове и кончиках крыльев птицы. Почти все тело белого цвета, за исключением наличия у некоторых видов маскирующих темноватых полос на спине. Перья чаек водонепроницаемы. Это помогает животному успешно держаться на плаву.

Характер и образ жизни

Чайки – птицы исключительно колониальные. Одна колония может насчитывать до нескольких тысяч взрослых особей и их потомства. Являются ли они оседлыми или перелетными ответить однозначно невозможно. Большинство улетают на время холодов в теплые края, но некоторые остаются вблизи городов, если есть возможность прокормиться на улицах. В отличие от многих птиц, живущих на высоте – чайки летают так же прекрасно, как и передвигаются по суше. Это моногамные животные, заключающие со своей парой союз на долгие годы.

Чайки ведут дневной образ жизни. Большую часть суток они проводят в поиске пищи . Это крайне прожорливые существа, которые в добыче пропитания проявляют немалую смекалку. Например, для того чтобы полакомиться свежим моллюском, запечатанным в плотной раковине, чайка не поленится с раковиной в клюве подняться на высоту, чтобы после бросить его на камень. Панцирь разбивается и, вуаля, кушать подано.

Также чайки ищут еду на улицах города, не боятся людей и даже выпрашивают у них рыбу и хлеб. Эти птицы легко приспосабливаются к любой среде. С раннего утра они кружат над водоемами, лишь к ночи возвращаясь на ночлег в выбранное ранее безопасное место. Такое место должно быть недоступным для хищников и укрыто от пронизывающего ветра.

Сколько живут чайки

В среднем, в дикой природе чайки живут от 15 до 20 лет.

Виды чаек

Около 60 видов птиц относятся к семейству Чайковые. Внешность незрелых птиц сильно разнится с их старшими собратьями, поэтому, рассмотрим видовые особенности взрослых особей. Озерная чайка – один из наиболее распространенных видов. Его голову украшает коричневая отметина на лице с контрастно белым затылком и телом. Это обитатель пресных вод озер и рек, длина птицы составляет около 40 сантиметров, а вес 250-350 граммов.

Малая чайка – размерный рекордсмен. Это самый маленький представитель семейства. Их вес редко превышает отметку 100 граммов, а размер 30 сантиметров. У них полностью черная голова, селиться предпочитают на болотах, реках и озерах. Средиземноморская чайка отличается от других яркими желтыми ногами, радужкой глаза и клювом. Это белоголовые птицы с сероватыми крыльями, вокруг глаз у них красные круги. Селится средиземноморская чайка на побережье.

Реликтовая чайка стоит на грани исчезновения. В теплое время года на совершенно белом теле этой птицы виднеются черные отметины на голове и кончиках крыльев. Зимой же – окрас становится просто белым. У нее ярко красные ноги и клюв. Длина птицы 45 сантиметров. Черноголовый хохотун – особь довольно крупная. Длина его тела достигает 70 сантиметров. Вес богатыря колеблется в районе 2 килограммов. У них серые крылья, белое тело, черная голова и оранжевый, с черной меткой на кончике, клюв. Возле глаза сверху и снизу расположено белое пятно.

Морской голубок – пятидесяти сантиметровая птица, с белой головой, серыми крыльями и спиной . У него изящный красный клюв и лапы. В хвосте и крыльях есть вкрапления черных перьев. Серебристая чайка поражает своей красотой и агрессивностью одновременно. Полуторакилограммовая светлая птица имеет серые крылья и черный хвост. Лапы розовые, клюв желтый, на конце загнутый.

Довольно крупный вид чаек – клуша. Весит она до 800 граммов, вырастает до 55 сантиметров в длину. У нее белое туловище, за исключением серых крыльев. У птицы желтые ноги и клюв, загнутый на кончике, красные круги вокруг глаз. Хохотунья, она же степная чайка, достигает размера 65 сантиметров. Это довольно крупный представитель. Не смотря на свои 1,300 кг, выглядит она изящно и гордовито. Клюв и ноги желтые, тело белое, увенчанное серыми крыльями и черными перьями в хвосте.

Это интересно! Полярная чайка – крупное животное, обитающее в арктических районах. Конкретнее – на севере Гренландии и Канады.

Морская чайка – наиболее крупная из всех. У нее белый окрас, за исключением темно-серых крыльев. У птицы бледные розовые лапы и желтый клюв. На кончике он изогнут и имеет яркое красное пятно. Чернохвостая чайка близка по размерам к сизой – 75 сантиметровой птице. У нее белые грудь, живот, спина и голова. Хвост чернохвостой чайки украшает четкая смоляно-черная линия. Особенно красив ее клюв, имеющий на кончике красную и черную отметины.

Вилохвостая чайка вырастает до 35 сантиметров. У нее есть интересная особенность: во время брачного периода голова животного окрашивается в темно-серый цвет. По прошествии этого времени она снова становится белой. Тело белое, крылья серые, в хвосте есть яркие черные перья. Белая чайка живет в Арктике. Белое пятно ее тела разбавляют черные лапы и желто-зеленый клюв.

История и идея создания «Чайки»
Идея строительства Чайки, которая возила туристов вокруг Хортицы, датируется где-то с середины 60-х годов 20-го века. Когда создавался Национальный заповедник Хортица, тогда же возникла идея создать казацкую лодку, который бы смог перевозить людей на Хортицу и возить вокруг нее. Затем к этой идее возвращались после обретения независимости. Но только сейчас мы имеем вот такую ​​красавицу, такая лодка, который был создан благодаря частной инициативе одного из жителей нашего города».

Судно создано по чертежам новоманерного казацкого судна 18 века, а точнее периода 1735-39 гг., Времен Русско-Турецкой войны. Соответственно, детали чайки - оригинальные, такие как дубово-килевая часть, дубовые шпангоуты, сосновая обшивка, часть текалажного оборудование - все полностью воспроизведен, как это было. Но есть некоторые новые вещи, без которых просто невозможно сейчас зарегистрировать такое судно и проводить экскурсионную деятельность. В первую очередь, это и спасательные жилеты, и огнетушители, и топоры, и лицензия на мачту (прим. редактора - не слышал еще что на мачту требуется лицензия), и тому подобное. Это то, что требуют при регистрации. Соответственно, из-за того, что судно находится на воде, ради безопасности в некоторых моментах пришлось отойти от первичных чертежей, но в целом это судно представляет собой реконструкцию той запорожской «Чайки». Пушки стреляют, только не боевыми. Весла и паруса функционируют».

«Когда возникла идея создать "Чайку", мы привлекли специалистов - историков, культурологов, туризмоведов и других. Мастер, который построил это судно, это тот самый, который строил суда для фильма «Тарас Бульба». Приятно говорить, что это судно строилось у нас в Кушугуме. Мастера все ласково называли «дядя Толя». К сожалению, в начале июня его не стало».

«В свое время, на таком судне могли находиться 50 членов экипажа. Сейчас такое количество людей судно на борт не берет. На веслах судно достигает скорости примерно 7-8 км / ч. Желающие могут попробовать поработать веслами самостоятельно. Сейчас разработано 7 экскурсионных маршрутов, и 3 переправы, но в связи с правовой коллизией, используется только один».


11 причалов и другие проблемы регистрации

«В связи с тем, что судно воспроизведено по оригинальным чертежам, оно попало в разряд маломерных судов. Специального класса «исторически воспроизведенные суда» не существует. Мы попали в класс вспомогательных, технических судов. На перевозку у нас есть лицензия, оформлено ЧП, платим налоги, то есть полный комплект документов»

«Есть проблема оформления маршрутов. Нам дают разрешение разворачиваться только в трех местах. Я понимаю, что к нам, как к первопроходцам, много вопросов по поводу того, как это все должно работать. С одной стороны это хорошо, что у нас нельзя просто построить какой-то паромик, и прогуливать на нем людей. Проверки должны быть, но хотелось бы, чтобы различные структуры тоже учитывали специфику работы в такой сфере. Все говорят, что город нуждается в улучшении имиджа, туристической привлекательности, так вот, пожалуйста, смотрите, частный предприниматель вкладывает немалые средства, кажется, ему надо помогать, а не мешать?».

«Чайка - судно плоскодонное, во время казачества было рассчитано на то, что оно должно приходить на мели, лиманы. Но по документам «Чайка» должна приставать к причалу. Вообще, когда мы разработали возможные маршруты, нам сказали, что мы должны построить 11 причалов. Владелец не знал, что делать, думал, что идея сойдет на нет» .


Запорожскую чайку уже позвали в Киев и Днепр

«Мы получили запрос из города Днепр, они арендуют судно на праздник Ивана Купала. Это все было проведено официально: объявили тендер, мы в нем участвовали. То есть, понимаете, они готовы платить за то, чтобы в их город пришло такое судно, приняло участие в театрализованном представлении на воде и смогло покатать людей»

«Я не говорю, что город Запорожье обязан финансировать наше дело, тратить средства города, но какую-то поддержку хотелось бы получить. Потому что нам уже звонят даже из Киева, говорят - давайте мы арендуем ваше судно вместе с командой на летний период, заплатим фиксированную плату, а там вы уже сами разбирайтесь, что вы будете делать осенью, зимой, в ненавигационной период. Наша команда хотела бы оставаться в Запорожье, развивать родной город и никуда не идти, но различные бюрократические моменты заставляют задуматься о том, чтобы согласиться на предложения других городов. Надеюсь, не так все плохо и удастся все это урегулировать» .


Во сколько обошлось создание "Чайки"

«Владелец "Чайки" не миллионер, а обычный рядовой гражданин. Он не хочет славы. Он говорит, мол есть капитан, есть команда, пусть они дают комментарии. Зовут его Вадим Калюжняк, он не богат, ездит на стареньком автомобиле, так как все деньги вкладывает в развитие "Чайки"».

«Насколько мне известно, строительство и материалы для "Чайки" стоили около 300 000 гривен. Всего с такелажной частью, двигателем получилось около полумиллиона. Но я не собственник, поэтому я к финансовым вопросов не был привлечен, а вкладывать собственные деньги возможности не имею».

«Первый рейс был в ноябре 2016 года, после этого судно очень долго обкатывали, были определенные технические моменты, которые надо было исправить. Владельцу пришлось дополнительно ездить зарабатывать средства на ее доработки, поскольку многие детали всплыли уже в самом конце»


Команда - профессиональные матросы

«Количество спасательных жилетов на борту превышает в два раза количество пассажиров, которых принимают на судно. Каждый спасательный жилет рассчитан на определенный вес, но никогда не знаешь, какие люди придут. В поездку Чайка может взять около 30 человек, это комфортная количество, перевозим маленькими группами, чтобы избежать всех спорных вопросов. На судно заходили и пожилые люди, на костылях, и дети с пороками развития движения на колясках, это полностью безопасно».

«Команда - это профессиональные матросы, работали на флоте. Кстати, им уже шьют соответствующие костюмы. У капитана есть специальность и все соответствующие документы» .


Что дальше?

«К нам присоединились активные люди, у которых возникла идея построить казацкий зимовник, залога. Она может находиться в урочище Сагайдачного. Казацкая залога - это несколько домиков, выглядит как зимовник, но вместе с тем и сторожевой пост. Они подали такое предложение в Генплан, недавно пришло письмо с поддержкой такой инициативы. Построено это будет за частные средства».

«Чайка все время базировалась на Вырве, она там приписана, оформлена, но она довольно габаритная, поэтому временно базируется в урочище Сагайдачному. Если на законодательном уровне будут определены возможности строительства этой казацкой залоги, то она там и останется»

«Сейчас планы одни - завершить все документальные дела. Потому что мы начали оформление и регистрацию туристических маршрутов еще в ноябре 2016 года. Но вопросов остается еще очень много» .


Сколько стоит покататься

« Стоимость проезда на "Чайке" для взрослого человека - 100 гривен, для детей до семи лет - бесплатно. Маршрут занимает 2 - 2,5 часа. Такой разбег потому, что у людей возникает обычно желание сесть на весла . Конечно , есть спрос у турфирм , которые привозят в Запорожье группы людей. Если раньше это была обзорная экскурсия на автобусе, то сейчас появилась возможность поездить на казацкой Чайке ».


"Если Черное море всегда было сердитым, то теперь оно и чернее, и страшнее в связи с многочисленными чайками, которые все лето опустошают его и сушу",-впервые встречаем упоминание про чайки в "Описании Черного моря и Татарии", составленному в 1634 г. префектом Кафы Е. Дортелли д"Асколи. "Эти чайки продолговатые, похожи на наши фрегаты, вмещают 50 человек, ходят на веслах и под парусом. Чтобы выдержать жестокие шторма их обвязывают соломой…В море ни один корабль не будет в безопасности, если на свою беду встретится с ними, особенно в тихую погоду".

На чайках запорожцы совершали смелые плавания по Черному и Азовскому морях, вступали в бои с татарами и турками. К сожалению, свидетельства о легендарных чайках дошли до нас только в описаниях очевидцев и в находках отдельных фрагментов, по которым можно только догадываться о конструкции судна.

Запорожскую чайку описывает также француз Г. Боплан в известном "Описании Украины…" Он единственный, кто приводит ее чертежи, по которым и были изготовлены модели. Есть они (масштаб 1:10) в Днепропетровском историческом музее им. Академика Д. И. Яворницкого, в музее истории Запорожья. В итоге было принято решение построить настоящую чайку. Поскольку предполагалось путешествие в открытом море, были сделаны предварительные расчеты мореходных качеств суда. Неожиданно выяснилось, что чайка Боплана перевернется - слишком высокая. Вот что он пишет: "…строят суда длинной 60, шириной 10-12, а глубиной 12 футов. Суда без киля: дно выдолбленное из вербовой или липовой колоды, длинной приблизительно 45 футов; судно обшивается по бортам на 12 футов вверх досками длинной от 10 до 12, а шириной 1 фут. Прибивают доски одну к одной так, как при постройке речных судов до тех пор, пока судно не будет иметь высоту 12, длину 60 футов. Длинна постепенно увеличивается. На рисунке можно увидеть толстые канаты из камыша, обвитые лыком или ремнями, которые, будто связанные бочонки, охватывают судно от кормы до носа… Суда казацкие имеют по каждому борту по 10-15 весел и плывут быстрее турецких галер…"

Сомнение вызывает в первую очередь высота судна-12 футов (3,6 м), из которых над водой только 75 см. В таком случае каким же должно быть водоизмещение подобного судна? Не ошибся ли Боплан?

Характеристикой формы корпуса есть соотношение главных размерений. Например, соотношение ширины к осадке определяет скорость судна, длинны к высоте –жесткость корпуса. Неужели чайка Боплана имеет скорость и жесткость в 4 раза хуже, чем ладья викингов? Не верилось в такое.

Для установления истины применили метод сопоставления данных технических расчетов с историческими свидетельствами. Получили достаточно весомые доказательства, которые опровергают существующие представления про внешний вид казацкого челна. Была собрана и систематизирована архивная информация, которая прямо или косвенно свидетельствовала о мореходных качествах чайки. Эти данные рассчитывались и по чертежам Боплана, где показатель скорости не выдерживает критики, хотя по всем описаниям чайка была одним из быстроходнейших весельных суден своего времени. Вот как оценивает их профессор Казанского университета Н.П. Загоскин: "Скорость хода казацких суден просматривается из того, что при благоприятных условиях они достигали берегов Малой Азии суток за двое-трое после выхода из устья Днепра". Или например еще одна подсказка: по бортам крепился камышовый пояс-поплавок, благодаря которому судно не тонуло и удерживалось при кренах.

Расчеты показали, что эти качества поплавок обеспечит только для мелкосидящего челна, а не для боплановского.

Были сделаны расчеты и статической остойчивости при разных загрузках- 4, 8, 16, 32 и 60 т. Все пять вариантов рассчитаны одной программой. На диаграммах мы увидели, что пустое и загруженное на 4 и 8 т судно вообще не может вертикально держаться в спокойной воде, да и при больших загрузках остойчивость тоже не удовлетворяет. Возможно, Боплан неправильно указал высоту чайки? В словаре Брокгауза и Эфрона есть все размерения челна (по Боплану), но почему-то не указывается общая высота. Возможно, ошибку заметили в конце 19 в. А в многотомнике "История Украинской ССР" указаны все размеры по Боплану, но чайка почему-то "выросла" тут до 4 м. У кандидата исторических наук О.М.Апановича судно расширилось до 6 м вместо 3 по Боплану, а толщина камышовых поплавков стала 2,5 м вместо 0,6. Приводя эти данные, автор преподносит чертежи Боплана, но без масштабной линейки.

Какой же действительно была запорожская чайка? Попробуем хотя бы примерно восстановить общий вид судна. Безусловно, прообразом его были славянские ладьи, которые издревле ходили по Днепру- части Великого водного пути из варяг в греки. По свидетельствам византийского императора Константина Багрянородного, основой судна была колода, выдолбленная из дерева. Такой же способ постройки описывает и Загоскин. В начале 20 века он наблюдал, как изготовляют долбленки с впечатляющей грузоподъемностью. Очевидно, липовый моноксил запорожцы обшивали досками, как и донские казаки, с которыми запорожцы не раз ходили в походы. Судно из такой колоды весило 30 т. Шестьдесят человек с оружием и припасами по подсчетам Боплана весят порядка 6т, значит, водоизмещение чайки было не более 10 т. Отсюда определяется осадка- не более 0,4 м. Даже если груз удвоить, она не будет превышать 0,6 м.

Теперь вычислим высоту надводного борта. Рассмотрев различные типы весельных суден можно увидеть, что высота борта у центрального шпангоута 0,5-0,8 м. Такое правило обусловлено оптимальной длиной весла и углом его вхождения в воду. Надводный борт чайки не был низким благодаря камышовому снопу, который по чертежу имел приблизительно 2 фута в диаметре, т.е. до 0,6 м. Он не касается спокойной воды и мешает работе весел. Как видим общая высота чайки (приблизительно 1,3 м) практически втрое меньше, чем на историческом эскизе.

… Возвращаясь из похода через Азовское море, казаки волоком перетаскивали в Днепр легкие и низкие чайки, а не корабли четырехметровой высоты, нагруженные многотонным балластом.

По новому рассчитанный корпус теперь уже в полном соответствии с судами-предшественниками и днепровскими челнами, изготовленными позже, по показателям скорости остойчивости и грузоподъемности отвечает своему историческому назначению и историческим аналогам.

Чертеж Боплана

…ни один корабль, как бы он ни был велик и хорошо вооружен, не находится в безопасности, если, к несчастью, встретится с «чайками»…
Эмилио Дасколи, «Описание Чёрного моря и Татарии», 1634 год

Запорожские казаки были выдающимися воинами: умелыми, хитрыми, терпеливыми. А уж отважными – до полного безрассудства. Об этом часто говорят, и нельзя сказать, что только из патриотизма. Приведённая оценка – это сборная цитата из записей иностранных хронистов того времени. Приятно, когда твоё мастерство признают благодарные потомки, но вдвое большая честь – когда его признал враг, с которым ты воюешь. Казаки удостоились такой чести.

Быть хорошим воином в случае казаков означало быть хорошим моряком. На суше украинцы воевали только с поляками. С татарами и турками приходилось иметь дело на море. И если с Польшей можно было как-то договориться, то с Османской империей и Ханством – нет. Это были враги навсегда. Казаки твёрдо знали, что их морской бой никогда не закончится. Что ж, если речь идёт о выживании – все средства хороши.

Лучшая стратегия в подобной войне – упреждающий удар. Казаки не стеснялись наносить такие удары. «…по настоящее время до 30, 40 и 50-ти челнов спускаются ежегодно в море и в битвах причиняют столь жестокий вред, что берега Черного моря стали совсем необитаемы, за исключением некоторых мест, защищенных крепостями, – не мог поверить своим глазам доминиканский аббат Эмилио Дасколи. – На море ни один корабль, как бы он ни был велик и хорошо вооружен, не находится в безопасности, если, к несчастью, встретится с «чайками», особенно в тихую погоду».

Чайкой в шестнадцатом-семнадцатом веке называли казацкое военное судно. Дасколи не преувеличивал – это слово понимали и одинаково произносили на всех языках, бытовавших на берегах Чёрного моря. Когда его выкрикивали на палубе турецкого корабля, экипаж начинал молиться Аллаху.

Чайки нельзя было назвать последним словом судостроения. Они изготовлялись просто, даже примитивно, чему очень удивлялся французский инженер Гийом Боплан, оставивший подробные сведения о чайках в «Описании Украины» 1660 года. Эта простота и была залогом ходкости и маневренности, из-за которых казацкие лодки прозвали в честь птиц. Строительство начиналось с того, что из липового, дубового или вербового ствола выдалбливали киль – основу будущей лодки. По бокам к килю прибивали ярус досок, к нему – следующий, и так далее, надстраивая борт судна, пока он не достигал трёх с лишним метров в высоту. Длина готового корпуса могла быть от 15 до 20 м., ширина составляла 3,5 — 4 м. Плотно сколоченный борт тщательно просмаливали.

Корма и нос чайки не различались: «Сии суда имеют руль и с носа, и с кормы», – изумлялся Корнелиус Крюйс, адмирал Петра I. Это помогало мгновенно, без разворота менять курс на противоположный, всего лишь начав грести в обратную сторону. Палубы не было, казаки ходили прямо по днищу, а для гребцов делали скамьи, сажая по два человека на весло. Вёсел на чайке было от 10 до 15 пар. На судне делали гнездо для установки мачты, но не ставили её сразу, а возили с собой в разобранном виде. Складная мачта стала одним из тех изобретений, которые так проклинали турки. Без мачты чайку нельзя было заметить издалека – борт поднимался из воды на 75 см, или чуть больше, а казаки, завидев врага, могли пригнуться или лечь на дно.

Но настоящим кошмаром для турок стала другая выдумка: снаружи вдоль борта чайки шёл толстый «пояс» из вязанок камыша – более полуметра в диаметре. В таком количестве лёгкий камыш держал лодку на плаву, даже если она была заполнена водой. Турецкие корабли не могли потопить чайку ни с первого ядра, ни с десятого, а больше они выпустить не успевали – казаки уже были у них на борту. Обстрел в упор из ружей тоже не приносил успеха – пули вязли в камыше, за которым прятались моряки. Камышовый «спасательный круг» давал возможность затопить чайку у поверхности в укромном месте, уйти в поход, а потом прийти и вытащить её из воды несколько дней спустя. Турки, постоянно привязанные к своим кораблям и слишком заметные из-за них, только мечтали о такой свободе.


Другим предметом зависти турок была быстроходность чаек. Казацкие лодки запросто развивали скорость в восемь узлов на одних только вёслах. Путь от устья Днепра до турецкого порта Анатолии – то есть, через всё Чёрное море – казаки проделывали за 35 — 40 часов. Турецкие галеры на их фоне выглядели медлительными и неповоротливыми. Можно понять Дасколи, писавшего: «Казаки так отважны, что не только при равных силах, но и двадцатью «чайками» не боятся тридцати галер падишаха, как это видно ежегодно на деле». Казаки, конечно, были отважны. Но галер они не боялись не поэтому.

У казаков не было верфей в промышленном смысле этого слова – таких, какие были в Османской империи. Их отсутствие приходилось восполнять инженерной изобретательностью. Над одной чайкой работали 60 мастеров – зато справлялись за две недели. Казаки могли потерять весь флот, и за месяц построить новый. В их распоряжении не было имперских ресурсов – чайка, наверное, самый экономный корабль в истории судостроения. Кроме дерева, на неё шло две бочки смолы, около 210 кг железа, чуть больше 40 м каната и 140 м всякого шнура и верёвки, чтобы привязать к борту камыш. Турки на одну галеру тратили полторы тонны железа и 1,7 тонны каната – на снасти, которые их всё равно не спасали.

Каждое казацкое судно было вооружено несколькими фальконетами – пушками калибра 45 мм. Но главным на чайке – тем, что делало её вёрткой, опасной, внезапной – были моряки. Разместившись по 50-70 человек на одном судне, они налетали на всё, что двигалось в Чёрном море, и оставляли после себя лишь горящие остовы. Абсолютным военным триумфом по праву считается операция 1652 года, когда 1000 казаков на чайках напали на Стамбул, разгромили порт, опустошили окрестности и скрылись со 150 пленниками. В погоню было пущено десять турецких военных кораблей. При попутном ветре корабли – редкий случай – настигли флотилию чаек, переполненных добычей. Но казаки потопили большую часть судов, а остальные разогнали. Один турецкий хронист даже писал, будто… Впрочем, это – уже другая история.