Чем опасны для детей укусы животных? Ребенка укусило домашнее или дикое животное Укусы собак и кошек

В большинстве случаев животные кусают именно детей. Именно поэтому очень важно, чтобы родители как можно чаще говорили им о правилах поведения с животными, которые их окружают. Немаловажен и тот факт, чтобы родители смогли донести до своего любимого чада опасность общения с безнадзорными, а также дикими животными. Даже самые безобидные на первый взгляд животные могут являться так называемыми переносчиками различных крайне опасных патологий. Неправильное поведение малыша по отношению к животному может вызвать со стороны последнего достаточно сильную агрессию. Крайне опасно подходить и к больным питомцам. Необходимо взять во внимание еще и тот факт, что порой дети не всегда говорят о случившемся, именно поэтому очень важно донести до ребенка еще и то, что при укусах того или иного животного он просто обязан поведать об этом родителям, причем, чем раньше, тем лучше.

Как правило, животные кусают в верхние и нижние конечности. Только в очень редких случаях укус может прийтись на грудную клетку, лицо либо шею. Так как во рту практически каждого животного проживает огромное количество болезнетворных микроорганизмов, их укусы могут стать причиной развития весьма разнообразных патологий, которые в свою очередь могут спровоцировать развитие многочисленных последствий. Самым безобидным недугом в данном случае принято считать укушено-рваные раны либо глубокие царапины. К числу таких же недугов можно отнести и кошачьи царапины.

Многие родители наиболее высокой считают вероятность того, что их детей могут покусать дикие или принадлежащие посторонним людям животные. Однако в действительности большинство укусов приходится на знакомых детям животных, включая своих домашних. Хотя повреждения чаще всего оказываются незначительными, временами после укусов остаются глубокие раны, увечья (в том числе изуродованное лицо) и эмоциональные проблемы.

В летние месяцы около 1% всех обращений в службу неотложной медицинской помощи связано с лечением ран, полученных от укусов людьми или животными. В Соединенных Штатах ежегодно регистрируется приблизительно 4,7 миллиона укусов собаками, 400000 котами, 45000 змеями и 250000 людьми. Примерно шестеро из десяти укушенных собаками -дети. Почти 50% укусов котами заканчивается заражением. Доля укусов собаками и людьми составляет от 15 до 20%.

В ротовой полости всех животных, а также человека содержится множество бактерий, которые способны вызвать инфекцию. Укус обычно представляет собой глубокое проникающее ранение кожи, которое очистить труднее, чем обычный порез. К врачу надо обращаться при любых укусах, если повреждена кожа. Первая помощь в принципе такая же, как и при порезах. В течение нескольких минут промойте рану под струей холодной воды с хозяйственным мылом.

Самое распространенное осложнение при укусе - это инфекция, вызванная бактериями. Поэтому для профилактики врач уже в начале лечения может назначить ребенку антибиотик. Даже если ребенок принимает антибиотики, ставьте врача в известность о первых же признаках инфекции - покраснении, опухании, болезненности или нагноении раны.

Укусы животных могут также вы звать бешенство - опасное для жизни инфекционное заболевание. Подо зрение на бешенство обычно возникает при укусах лис, енотов и летучи: мышей.Домашние кошки и собаки не прошедшие прививок, также могут заразить человека бешенством. По поводу укусов песчанок, хомячков или морских свинок особенно беспокоиться не стоит. Если у человека раз вилось бешенство, то лечения от него не существует, но это заболевание можно предотвратить с помощью специальных вакцин, которые вводятся сразу после укуса.

Врач посоветует вам соответствующий курс лечения в зависимости от характера укуса и подскажет, нужно ли прививка от бешенства. Более подробную информацию можно получить в местных органах санэпидемслужбы. В их обязанности также входит наблюдение за животным, которое укусило человека, чтобы выявить у него возможные симптомы бешенства.

В подавляющем большинстве случаев укусы животных - это укусы домашних животных. Очень редко у детей бывают укусы диких животных, практически все редкие случаи нападения диких животных имеют место в сельской местности. Единичные случаи укусов диких животных бывают в зоопарках, когда ребенок по недосмотру родителей нарушает правила безопасности.

Раны, нанесенные зубами животного, чаще всего локализуются на руках или ногах, намного реже локализация укушенных ран - на лице, на груди, спине, ягодицах. Обычно укушенные раны - поверхностные, но могут быть и глубокие раны. При повреждении крупных сосудов открываются обильные кровотечения. Если укушенных ран много, если они глубокие, у ребенка может быть травматический шок.

Обработка раны и лечение

Если рана от укуса животным кровоточит, прижимайте область укуса в течение пяти минут или до тех пор, пока не остановится кровотечение. Затем промойте рану водой с мылом и обратитесь к педиатру.

Если рана очень серьезная или не удается остановить кровотечение, продолжайте прижимать область укуса и узнайте у педиатра, куда следует обратиться за медицинской помощью ребенку. Если рана настолько обширная, что ее края не сходятся, то придется накладывать шов. В случае укусов животными это делает менее заметным остающийся шрам, но увеличивает вероятность инфицирования, поэтому врач может назначить профилактический прием антибиотиков.

Каждый укус ребенка животным с разрывом кожи требует обращения к педиатру, каким бы незначительным повреждение ни казалось. Врач проверит, привит ли ребенок от столбняка и не требуется ли лечение от бешенства. Животные могут быть переносчиками обоих этих заболеваний.

Бешенство представляет собой вирусную инфекцию, передающуюся через зараженное животное. Оно сопровождается повышением температуры, затруднением глотания, судорогами и заканчивается смертельным исходом. К счастью, сегодня у людей это заболевание встречается крайне редко. В Соединенных Штатах начиная с 1960 года ежегодно регистрируется не более пяти случаев. А смертность от бешенства снизилась со ста и более человек в год в начале XX столетия до одного-двух в настоящее время. Тем не менее в связи с серьезностью заболевания и увеличением его встречаемости у животных педиатр должен тщательно оценить риск инфицирования вирусом бешенства в случае каждого укуса. В значительной степени он зависит от животного и обстоятельств происшествия. Укусы дикими животными, такими как летучие мыши, скунсы, еноты и лисы, намного опаснее укусов одомашненных, привитых от бешенства собак и. котов. Важное значение имеет также здоровье животного. Поэтому укусившее животное по возможности желательно отловить для последующего его осмотра ветеринаром. Не избавляйтесь от него. Даже если оно убито, для анализа на заболевание бешенством извлекается головной мозг. Поэтому сразу же обратитесь к педиатру за советом, как поступить в сложившейся ситуации.
Если вероятность заболевания бешенством велика, педиатр незамедлительно сделает - или распорядится сделать - инъекции, его предотвращающие. В случае укуса здоровым животным (собакой или котом) он порекомендует понаблюдать за ним в течение десяти дней и приступит к лечению ребенка только если у животного появятся соответствующие симптомы. Когда укусившее дикое животное, являющееся вероятным переносчиком вируса бешенства, отлавливают, то, как правило, его сразу же усыпляют и берут для анализа головной мозг.
Как и любая рана, место укуса может воспалиться. Незамедлительно сообщите педиатру, если Заметите какой-либо из перечисленных ниже признаков заражения.

  • Нагноение.
  • Припухлость и болезненность области укуса. (На протяжении двух-трех дней наблюдается ее покраснение, но само по себе оно не является причиной для беспокойства.)
  • Красные полосы, расходящиеся от места укуса.
  • Припухлость желез выше места укуса.
  • Педиатр может рекомендовать лечение ребенка антибиотиками в перечисленных ниже случаях.
  • Средние или серьезные раны от укусов.
  • Проникающие ранения, в особенности если задеты кость, сухожилие или сустав.
  • Укусы в область лица.
  • Укусы рук и ног.
  • Укусы в область гениталий.

Лечение антибиотиками часто назначается детям с ослабленным иммунитетом или с удаленной селезенкой.

Укусы людьми

Детей часто кусают братья и сестры или партнеры по играм. В таком случае необходимо сразу же связаться с педиатром и описать серьезность раны. Это особенно важно, когда зубы укусившего прорывают кожу ребенка или рана настолько обширная, что требуется наложение швов.

Перед визитом к педиатру осторожно промойте рану холодной водой с мылом. Педиатр проверит, делали ли ребенку прививки от столбняка и гепатита В и оценит риск других инфекций. В случае укуса с незначительным проникновением через кожу достаточно хорошо промыть ранку водой с мылом, забинтовать и следить за ее заживлением.

Укусы змей

Змеиные укусы гораздо опаснее, чем укусы насекомых. В подобной ситуации необходимо сразу же определить, является ли змея ядовитой. Позвоните вашему педиатру или в «Скорую помощь»! Постарайтесь как можно подробнее описать внешний вид змеи. Ребенку необходимо немедленно сделать инъекцию антивенина. До приезда врачей не давайте ребенку ни еды, ни питья. Уложите ребенка таким образом, чтобы место укуса оказалось ниже линии сердца. Стягивающие повязки следует наложить в двух местах - на 5 см выше и ниже места укуса. Повязки не должны быть слишком тугими, иначе у ребенка нарушится кровообращение. Приложите к месту укуса кубик льда и постарайтесь как можно скорее доставить ребенка в больницу.

Первая помощь при укусах животных

Ребенку, пострадавшему от укуса животного, следует поскорее оказать помощь:

  • укушенную рану необходимо хорошенько промыть, для промывания используется проточная вода (лучше теплая вода). Продолжительность процедуры промывания - примерно пять минут; при промывании раны можно использовать мыло;
  • очень важно поскорее остановить кровотечение. Для остановки кровотечения используются плотные стерильные марлевые тампоны, стерильные бинты, при повреждении крупных кровеносных сосудов - жгут; в иных случаях крупный кровоточащий сосуд пережимается пальцем;
  • нельзя смазывать место укуса животного различными мазями, если они не были рекомендованы лечащим врачом; также нельзя обрабатывать раны теми или иными лекарственными растворами;
  • пострадавшего от укуса ребенка нужно немедленно доставить в медицинское учреждение (медпункт, поликлинику, клинику и пр.) своим транспортом либо вызвать «скорую помощь». В стационаре или травматологическом пункте будет выполнена хирургическая обработка раны, пострадавшему ребенку введут в целях профилактики противостолбнячную сыворотку;
  • постараться поймать укусившее ребенка животное, чтобы ветеринарный врач затем обследовал данное животное в отношении бешенства.

Если повреждения у ребенка обширные, он будет госпитализирован.

Итак, что делать в первую очередь родителям, если их ребенка укусили домашние или дикие животные? Тактика первой помощи предполагает сначала остановить кровотечение, если оно, конечно, есть. Далее следует обработать рану и наложить на неё повязку. Здесь хочется сделать особое ударение на нескольких важных моментах. Во-первых, нужно хорошенько обработать не только непосредственно рану, но и место вокруг неё, куда попала слюна животного, мыльным раствором. Это нужно сделать, даже если кожа вокруг внешне не пострадала. Во-вторых, перед тем, как накладывать повязку на прокушенное место, нужно смазать его антибактериальной мазью. И, в-третьих, не накладывайте повязку герметично, не стоит и заклеивать рану пластырем.

Чем так опасна рана, которую нанесло дикое животное (та же опасность заключается и в ране, которую причинило домашнее животное)? Дело в том, что после укуса есть огромный риск инфицирования ребенка бактериями, которые в огромном количестве «обитают» в слюне животного. Так, среди особо опасных болезней, который можно подхватить от животного, хочется отметить столбняк и бешенство.

Родителям нужно помнить, что если ребенка укусило животное, нарушив при этом кожный покров (то есть, имеет место быть прокушенная рана), или у малыша была ранка, а туда попала слюна животного - это значит, что откладывать поход в медицинское учреждение нельзя ни на минуту. Есть, конечно, пара случаев, когда можно обойтись и без врача. Например, если ребенка укусило животное, в чистоте и здоровье которого вы уверенны (это может быть любимое домашнее животное, которые вы сами возили на все прививки). Не стоит волноваться и в случае, если укус не нанес вреда коже ребенка.

Особого внимания и неотложного обращения за медицинской помощью требует ряд следующих случаев:

1)животное нанесло ранение в области шеи, рук или личика ребенка;

2)если после укуса вы увидели какие-то проявления инфицирования раны бактериями - то есть, появилось покраснение, прокушенное место отекло, боль нарастает, из раны сочится гной, а температура повышается;

3)если вы знаете точно, что малыш не был привит вакциной от столбняка; если вы сомневаетесь - была ли сделана эта прививка - срочно обращайтесь к врачу).

Помните! Бешенство - это очень опасная болезнь, её можно предотвратить, сделав нужную вакцину, однако если человек все же заболеет - у него нет ни одного шанса выжить. Одного этого факта достаточно, чтобы не пренебрегать опасностью в случае укуса бродячими или незнакомыми домашними животными.

Теперь скажем немного о том, что здоровое домашнее животное никогда просто так не набросится на человека. То есть, если ваш ребенок подошел к чужой собаке, начал дергать её за шерсть, совать пальчики в нос или теребить за ухо, попытался отобрать у него корм, отнял маленького щенка от мамы - в этих случаях есть огромный риск того, что животное нападет на малыша, нарушившего его покой. И не следует пенять на животное - нужно внимательно следить за тем, чтобы ребенок поменьше контактировал с чужими питомцами. А вот если животное напало внезапно, без причин - это уже первый признак того, что оно, скорее всего, нездорово. И опасность заразиться чем-то от такого животного гораздо больше, чем от спокойного и неагрессивного. Даже если животное, которое укусило ребенка, маленькое и на вид безобидное - все равно оно представляет опасность.

Дикие животные - это особая тема для разговора. И начать нужно с того, что ни одно адекватное животное не подойдет к человеку по доброй воле, виляя хвостиком или выражая общее расположение. Поэтому, если вы отдыхаете на лесной опушке и видите, что к вам с заискивающей кротостью приближается маленький лисенок или барсук - это не повод для радости, это повод для того, чтобы убежать и спрятаться от зверушки. Ибо она, несомненно, больна, раз ищет встречи со своим кровным врагом - человеком. Дикое животное должно быть диким - оно должно бояться и убегать от вас.

Однако отметим также, что вы не можете заразиться бешенством от рыбки или, допустим, черепашки - так как этой болезни подвержены исключительно теплокровные животные.

Итак, как вы уже поняли, если на прогулке на вашего ребенка напало животное, которое вы видите впервые, если оно нанесло прокушенную рану и скрылось - нужно тут же бежать к врачу. Кстати, медики советуют также пронаблюдать за укусившим животным, если у вас есть такая возможность. Однако это не значит, что в больницу идти не нужно. Наблюдать нужно не менее десяти дней. Зачем? Для того, чтобы проследить его поведение: если оно вполне адекватно, животное хорошо питается и пьет, если оно активно - значит, здорово, и можно не бояться, что оно заразило вашего малыша. Но все же хозяин животного, которое напало на человека, просто обязан показать своего питомца ветеринару, причем неотложно.

Теперь - пару слов о превентивных мерах, которых следует придерживаться неукоснительно - и тогда опасные ситуации вряд ли возникнут.

1. Всегда следите за ребенком и не оставляйте его одного с животным.

2. Незнакомые собачки и кошечки - это не объект для страстных тисканий вашего малыша. Постарайтесь ему объяснить это как можно доходчивей. Он должен всегда помнить, что незнакомый симпатичный песик - это предмет для удаленного любования, и уж никак не для глажки. Подходить к ним нельзя - и точка. Тем более не стоит бросать им предметы или поддразнивать лаем, гонять их по парку.

3. Особо опасны те собаки (и другие животные, в принципе, однако собаки особо остро реагируют на нарушение покоя), которые принимают пищу, ухаживают за своим пушистым выводком или мирно спят, свернувшись в клубок. Они, конечно, в эти моменты особо интересны и милы, однако и опасны не меньше.

4. Заметив приближение незнакомого пса, нельзя убегать от него, кричать и вообще шевелиться. Этому следует научить и свою кроху. Нельзя также смотреть собаке в глаза.

5. Будучи сбитыми псом с ног, не предпринимайте попыток встать, а потеснее сбейтесь в клубок и не шевелитесь.

6. Если к вам приближается знакомый пес - не спешите его приласкать, пусть он обнюхает ребенка и вас, признает своих.

7. Гладить собачку нужно правильно: сначала пес должен обнюхать ручку, руки должны быть на виду, чтобы собака их видела. Не гладьте животное по макушке.

8. Видите, что пес готов атаковать - попробуйте кинуть ему какой-либо предмет, который заменил бы ему жертву (плащ, рюкзак).

Наиболее часто кусают детей собаки, и первым фактором опасности для здоровья при таких укусах является травматизация и потеря крови. Если ребёнка укусили до образования кровавой ранки, следует как можно быстрее показать ребёнка врачу в травмпункте или ближайшей больнице. При наличии рваных ран, кровотечении следует вызвать скорую, обеспечив маленькому пациенту все меры первой помощи, от остановки кровотечения до искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Если у инцидента были свидетели, желательно, чтобы кто-то из них сфотографировал напавшую собаку или другого зверя. Если хозяин животного присуствует на месте происшествия, надо немедленно уточнить у него данные о наличии прививки от бешенства у собаки.

Укус большинства млекопитающих животных, с которыми можно повстречаться в городе и его окрестностях – собак, лис, белок и т.п. представляет собой опасность как для ребёнка, так и для взрослого, так как существует вероятность заболевания бешенством.

Бешенство - смертельная неизлечимая болезнь, которая передаётся при укусе больного животного вместе с его слюной.

Бешеные животные ежегодно отстреливаются в разных районах практически по всей территории России. Случаи бешенства регулярно регистрируются в Москве и Подмосковье, в окрестностях любых больших городов. Экологическая неустойчивость биосистем российских лесов с исчезающими популяциями крупных хищников приводит к тому, что бешеные лисы, белки, ежи, собаки беспрепятственно попадают на территории городских парков, так что у любого обитателя мегаполиса есть совсем не нулевая вероятность повстречать бешеное животное.

Если ребенка укусила собака, нужно найти хозяина животного и удостовериться, была ли собаке сделана прививка от бешенства. В любом случае при укусе собаки ребенку нужно провести экстренную профилактику против столбняка . С целью предохранения от заболевания бешенством в случае необходимости нужно как можно раньше начинать антирабические прививки.

Если ребёнка укусила кошка, то следует иметь в виду, что при всей своей внешней миловидности, бродячие кошки могут передавать различные виды опасных инфекций. То же самое касается и домашних кошек, живущих в деревенских домах, на дачах, в коттеджных посёлках. Кошки часто являются разносчиками глистных инвазий. И они также подвержены бешенству.
Кошки воспринимаются как царапающиеся звери, но когти обычно защитная реакция, а одичавшие и бродячие кошки - хищники, которые активно пускают в ход клыки, способные оставить довольно неприятные дырки в пальцах, руках, ногах человека.

Не такая уж редкость и укусы змей . Общие симптомы отравления ядом змеи - слабость, сонливость, жгучая боль в месте укуса, головная боль, боль в мышцах, отек мягких тканей в области укуса и появление крови. До того, как придет врач, нужно наложить на пораженную ногу или руку жгут при помощи платка, шарфа или ремня. Пульс должен прощупываться над жгутом. Перевязанная поверхность становится синюшной.

Ребенок должен обязательно находиться в состоянии покоя. Если ребенок проявляет беспокойство, нужно взять его на руки. Ни в коем случае не следует отсасывать яд из ранки. Через крошечную трещину на слизистой рта яд может попасть и в ваш организм. В любом случае требуется неотложная медицинская помощь.

Меры безопасности в обращении с животными, которые нужно знать детям

Нельзя подходить к чужим, беспризорным или диким животным.
. Нельзя дразнить чужих, бродячих или диких животным
. Нельзя гладить и брать на руки чужих, бродячих и диких животных
. Нельзя прикармливать чужих, бродячих и диких животных

Любой контакт с животным желательно осуществлять только с согласия его владельца, после получения информации о безопасности животного, как с точки зрения адекватной дрессировки, так как с точки зрения биологической безопасности. В любых случаях, когда животное оказывается в опасности - мнимой или реальной - ребёнок дошкольного или младшего школьного возраста должен позвать на помощь взрослого, а не пытаться помогать животному самостоятельно. Особенно, если животное выглядит больным, странным, если не может встать или ровно передвигаться.

Нельзя подходить к животным с едой, даже если они не едят, а сторожат еду или играют с ней.
. Нельзя подходить к животному, которое кажется спящим. Не следует будить спящее животное.
. Нельзя подходить к животным во время, когда они осуществляют половой акт или готовятся к нему.

Все вопросы гуманизма и заботы о братьях наших меньших могут быть рассмотрены в более широком спектре различных проблем и вопросов тогда, когда ребёнок сможет более осмысленно и адекватно оценивать опасность контакта с животным. Детям младше 10-12 лет, особенно тех, у кого нет опыта содержания домашних животных, самостоятельное знакомство со звериным миром способно принести больше проблем и огорчений, чем сомнительных радостей.

Любые контакты маленьких детей с животными должны происходить при участии родителей, с их ведома и под их ответственность. Если мама и папа хотят прививать ребёнку любовь к животным посредством заботы о собаках и кошках, то они должны прежде всего сами осуществлять эту заботу, причём таким образом, чтобы не создавать угрозы другим взрослым и детям.




Когда ребёнок непонятен: ребёнок и животные, детский сад и повторяющиеся движения, ангелы и страхи

С тенограмма устной речи. На вопросы отвечает Светлана Добровольская.

Здравствуйте, мои дорогие! Сегодня я отвечаю на вопросы, связанные с нашим непониманием мотивов, движущих маленькими детьми и детьми постарше. Я бы сказала, связанных именно с фатальным непониманием, потому что часто родители задают мне вопросы конкретные: почему ребёнка кусает животное, почему ребёнок боится остаться один, почему ребёнок совершает навязчивые движения. Они задают прикладные вопросы, упуская самый главный вопрос: «Почему я не понимаю моего ребёнка?». И вот я сегодня, разбирая конкретные случаи, попытаюсь повернуть Ваше внимание не на то, какой ваш ребёнок, а на то, что вы можете сделать для того, чтобы вашему ребёнку было комфортно развиваться и расти на этой планете со взрослым – бабушкой, мамой, воспитателем – тем, кем вы являетесь.

Ребёнок и животные

Итак, первый вопрос касается животных и того, что одни дети дружат с животными, а других детей животные кусают. Я хочу в начале своего ответа процитировать древний трактат «Дао дэ дзин» — это китайская мудрость тысячелетней давности, великая Книга Перемен. Там есть такая цитата: «Младенец в безопасности в джунглях, и тигр не вонзит в него когти, и скорпион не ужалит его. Младенец ДАО держит крепко». Что это значит? ДАО – это великое спокойствие, единение со Вселенной, с Богом – как бы мы сейчас сказали. Равновесие, которое не позволяет причинить вред существу. Младенец – ангельское создание, без включенного еще ментального процесса. Он не знает, чего опасаться. В нем нет страха, и поэтому тигр не вонзит в него свои когти, и скорпион не ужалит его.

И тут я получаю такой вопрос:

«Скоро как 2 года я стала бабушкой, у меня появилась внучка. Она отличается от моей дочери. Пока не нахожу с ней общего языка, просто выполняю все задания дочери. Перед исполнением 1 года внучку укусила водяная черепаха, вытянула шею из воды и укусила внучку за палец, еле-еле успокоили. Черепах даже на картинке боится теперь. На днях ходили в дельфинарий, там аттракцион - динозавры, дети смеются - скачут на них. Мы тоже подошли посмотреть. Вижу, внучка напряглась, остановились. Вдруг, что-то застопорилось, и один динозавр клацнул зубами, просто как живой, я сама испугалась. Скоро 2 годика - на следующий день после дельфинария внучку укусила собака за ногу. Это только я вижу повторяющиеся события или есть какая-то закономерность? Почему одних детей кусают животные, а другие дружат с ними. Ведь они все маленькие, новое поколение. Пожалуйста, дайте подсказку, чем помочь, что надо изменить? Спасибо. Елена»

Дорогая Елена! Я прошу Вас с пониманием отнестись к моим словам. Я ни в коем случае не хочу Вас в чем-то обвинить. Но я думаю даже наши читатели изумились, зачем ребёнка, которому еще нет двух лет, вести в дельфинарий. Не говоря уже о том, что его повела бабушка, которая не находит общего языка с внучкой. Встаёт вопрос: младенец приходит в этот мир (ребёнка укусили перед исполнением 1 года – его укусила водяная черепаха), как он может дотронуться до водяной черепахи до года? Как объясняется ситуация: Вы купались, или были где-то в месте таком, и говорили – ну попробуй пальчиком, ну посмотри. Как бы подталкивали ребёнка к тому, чтобы она взаимодействовала с черепахой. Я вижу в этом рассказе полное непонимание того, что младенец нуждается в безопасном пространстве для своего развития . И если ребёнок еще до года побуждаем взаимодействием с внешним миром, при чем заметьте, не мамой, а бабушкой, то у ребёнка вырабатывается инстинктивное ощущение: жизнь опасна. А если есть такое ощущение, то, естественно, животное реагирует на него нападением. Потому что животное кусает только в двух случаях: или на страх, или на гнев. А что такое гнев? Гнев – это вытесненный страх, т.е. я боюсь, но вместо этого нападаю.

У младенца до года нет таких мотивов эмоциональных, чтобы сгенерировать такое чувство. Есть только одно состояние: страх родителя за него (или страх того, кто за ним ухаживает) и тотальное чувство небезопасности жизни, которое появляется тогда, когда ребёнок первую неделю, первый месяц жизни не имеет возможности постоянно быть с мамой, у мамы на груди. Я хочу задать вопрос: как долго мама кормила девочку грудью? Какое количество времени она проводит с ней сейчас? Вполне возможно, что мама очень любит своего ребёнка, и заботится о нем, и взаимодействует с ним органично, но, тем не менее, судя по описанию, ребёнок просто выброшен в мир, в котором очень много опасностей.

Знаете, в популярной сейчас Ведической традиции есть объяснение, что период детства – это самый опасный период жизни ребёнка, потому что самое главное, о чем должен думать родитель в этом возрасте – это безопасность. В это время на ребёнка «нападают» угол стола, почему то вилки падают острым концом, резкие шорохи за дверью или крики птиц на улице. То есть ребёнок в это время воспринимает мир, любое событие, которое он видит – красочное пятно, новое ощущение, даже новый вкус пищи, если его насильно заставляют кушать – всё это вызывает ощущение ненадёжности, если нет рядом спокойного, счастливого взрослого, который абсолютно всё контролирует. Только в этом случе ребёнок точно знает, что с ним ничего не случится. Эмоционально знает.

Вы же пишите: «не нахожу с ней общего языка» — что закономерно. Я уже неоднократно объясняла, что в наш дни перемен электромагнитного поля земли поколение через поколение, т.е. бабушки и внуки, в редчайших случаях находят общий язык и вообще вибрации не совпадают. Это чуждые совершенно друг другу поколения. Потому что дети пришли для другой жизни. В большинстве случаев, как бы вы не развивались личностно, у вас частоты другие. И ребёнку даёт чувство безопасности физическое присутствие мамы – тела, которое вибрационно ближе совпадает с ребёнком.

Поэтому причина, по которой ребёнок травмируется – падения, раны и так далее – это тоже отсутствие безопасности. Но когда нападают животные – это совершенно четко у ребёнка сигнал от т тела: мне страшно жить, мир опасен. Откуда взялся этот сигнал? Первые несколько месяцев жизни, особенно первые недели. Какая была степень взаимосвязи мамы и ребёнка? Насколько ребёнок был в безопасности и получил материнское молоко? Какое эмоциональное окружение было в это время?

Что можно сделать сейчас. Первое что нужно понять: вы растите совершенно особенное существо . Я буду рассматривать три случая, и ко всем трем относится одна и та же мысль. Дорогие родители, бабушки, дедушки! Поймите, вы просто поймите это! Это невозможно аргументированно передать, это нужно просто принять как аксиому: у вас растет неведомое существо. Вы вообще представить не можете, кто у вас растет. Например, вы думаете, что это у вас человек, а это – дракон. Или вы думаете, что это девочка – а это райская птица. Или вы думаете, что это мальчик, а это, например, золотая рыбка. Вы не знаете вообще, кто у вас растет. Вы вообще не знаете, какое нужно развитие этим детям, какая нужна атмосфера. Вы просто этого не знаете. И единственная возможность не помешать этому ребёнку приспособиться к опасному, чуждому, отравленному современному миру, это окружить его любовью и внимательно наблюдать, что этот ребёнок хочет делать сам. И создавать для него условия, чтобы он делал то, что хочет сам. И ни в коем случае не побуждать его делать то, что делают другие дети. Другие дети лезут на лесенку, другие дети не боятся карусели, другие дети, опять же, суют пальчики в аквариум и гладят черепах. Это другие дети. А Ваш ребёнок, если он не хочет этого делать, — не надо его побуждать к этому. Потому что вы понятия не имеете, какая у него энергетическая структура, какое у него предназначение. И большинство этих детей – ранимых, чувствительных, которые не похожи на других детей по своим реакциям – они гораздо, в десятки раз тоньше устроены, чем обычный ребёнок. Ну сейчас-то обычных и нет детей. Но я бы сказала, чем большая часть детей. Их овладение собой, оно будет гораздо позже. И там много разных этапов: и сем лет, и двенадцать, и четырнадцать, и двадцать один, и даже тридцать. Они всегда будут особенными. И очень помогает эта мысль, что у вас растёт орхидея, а не василёк. Что вы растите уникальное создание. Или что вы растите язычок пламени, а не зверька.

Детский сад и повторяющиеся движения

Второй пример, который я хочу привести: когда самодостаточного, сильного, импульсивного ребёнка тоже в очень раннем возрасте, в 2,5 года, отправляют в детский сад. У меня даже слов нет, чтобы сказать, ну наблюдать же за своим собственным ребёнком можно. Я еще 20 лет назад поняла, что мои дети, гораздо более спокойные и вписывающиеся в окружающую среду, просто умрут в детском саду. Потому что если ваш ребёнок дома отстаивает свою правоту во всём и не терпит несвободу, то каково ему будет в этом заведении, в котором к ребёнку обращаются по фамилии, и ожидают от детей вместе на горшок, вместе поели. И все дети находятся в напряжении, у них у всех выбросы энергии. И в этом постоянном электромагнитном поле, которое вспышками, взрывами, как хаотичная, работающая нерегулярно электростанция. И в этом аду ребёнок, у которого только еще формируется понимание и ощущение себя, в 2,5 года, он должен как-то выжить.

Особенно меня вот эта фраза изумляет: «Чтобы он привык с другими детьми». Да прежде чем привыкнуть быть с другими детьми, ребенку нужно привыкнуть быть с собой. Надо освоить себя, своё тело. Знаете, как один мальчик писал, когда он подрос, после этого ада, в который его окунула мама и довела до психоза. Он писал: «Вы не понимаете. Мы впихнуты как в ящик, из которого торчат руки и ноги. И мы должны как-то жить и двигаться в этом состоянии. У нас нет возможности в этом вашем физическом мире быть теми, кто мы есть. А вы требуете от нас, чтобы мы вели себя так, как вы». Это очень сложное состояние, это страдание, которое переживают наши дети. Поэтому синдромы, которые у них проявляются, и симптомы – это те способы наилучшего, наименьшего компенсаторного спасения себя, на которые они способны. И вот случай про мальчика:

«Моему внуку Ромке 2, 5 года. Где-то до 2-х нам казалось, что все нормально. И мы решили отдать его в сад…Привыкнуть к саду так и не смог. Но что самое главное — как только мы его оставляли в саду — он начинал кружиться. Он мог кружиться и час и два и три- и все с закрытыми глазами.»

Ребёнок спасал себе жизнь. Это практика суфийских танцев. Он знал, что если он вращается, вокруг его поля создается кокон, и он защищен от окружающих людей. По иронии судьбы я именно сейчас занимаюсь этой практикой. Именно сейчас знакомлюсь с суфийским духовным путём. Именно сейчас углубилась в эту тему.

Так вот стремление детей кружиться, а это стремление не только у вашего ребенка, очень многие дети жаждут этого, они прямо нуждаются в этом. Точно так же они любят закручиваться в центрифуге, в карусели, бесконечно. Они этим восстанавливают свою ауру, которую взрывает эта чуждая среда, о которой я говорила выше.

«Однажды нам позвонили из сада и сказали, что с Ромой что то происходит - мы прибежали а там весь коллектив детского сада собрался на него посмотреть. Ну, понятное дело, нам за глаза прикрепили ярлык — дескать ненормальный. Понятно мы его забрали. Светлана, он очень хороший мальчик — но вот сосредоточиться на какой- то игре не может. Но вот что он любит — так это когда крутиться стиральная машинка. Как только она начинает крутиться, то он начинает вместе с ней - до тех пор, пока она не закончит стирать. Или же просто сядет на диван и начинает стучаться всем телом о спинку дивана — и главное ничем не отвлечешь. Ездили к невропатологу – сказали, что нормально. Но нас это все равно пугает. Подскажите, что это могло бы быть и что можно сделать, как-то помочь?»

Помогать никак не надо, нужно создать условия, чтобы он мог кружиться и ударяться о спинку дивана. Потому что он создает себе возможность компенсировать в теле то напряжение, которое вызывает для его тонкого устройства, сильного устройства, окружающая среда. Раз даже невропатолог вам сказал, что нормально, то это у вас счастливейшее проявление. То есть его физиология как у обыкновенных детей. А только тонкое тело очень чувствительное. И вам не надо мешать ему ни кружиться, ни стучаться так, как ему хочется. Другое дело – обратите внимание, когда он начинает это делать активно. Есть ли у него ритм жизни, как он дома себя ведет, с кем он общается. Как правило, такое вот стремление именно навязчиво, постоянно двигаться (не просто какой-то период времени, а вот как только есть минутка, так и начинаются навязчивые движения) возникает тогда, когда у ребенка нет пространства делать то, что он хочет во всех других проявлениях. То есть он как-бы напряжение внутреннее снимает этими движениями. В этом нет ничего страшного.

Я еще раз повторяю, когда вы начинаете идти по духовному пути, вы узнаете, что человеческое тело и его энергия – это разные вещи, и, например, мы с вами ходим правой и левой ногой, а на самом деле работают у нас энергетические центры наоборот. Т.е. левая сторона – это правый мозг, а правая сторона – это левый мозг. И когда дети вращаются – они уравновешивают правую и левую сторону, а именно – чувственное и ментальное восприятие.

Современный мир даже без того, чтобы родители давили на ребёнка, воспитывали его, побуждали его изучать азбуку или еще что-нибудь, сам по себе является патогенной средой. Везде розетки, электромагнитные поля, приборы. Я уж молчу про микроволновки — если вы кормите ребенка еще пищей, которую в микроволновке разогреваете. Чувствительным детям это очень вредно. Потому что пища получает там заряд, который не кончается, когда вы её поглощаете в желудок. То есть она продолжает как детонатор влиять и разбивать Ваше магнитное поле внутри. И у ребенка, у которого только формируется это поле, у которого только-только складываются те самые структуры, электромагнитные контуры, которые смогут его защитить от вредных влияний, у него этого всего еще нет. Точно также, как у него еще не сформировалась половая система, не выросли основные зубы, у него не сформировалась еще энергетическая система. И в это время он разбивается массой приборов вокруг. И не желательно оказываться в ситуации, когда вы приходите в публичные места, какие-нибудь ярмарки, большие супермаркеты, или вот эти так называемые аттракционы. Для такого ребёнка это ужасно. Он может хотеть туда идти, но вы должны понимать, что ему нужно как можно больше быть на природе, в активном движении, но в меньшем скоплении людей. И уж тем более не в городе находиться.

Поэтому я надеюсь, что моя информация поможет вам понять эту простую вещь: вы не знаете, кто у вас растет. Вы можете помочь только своим вниманием, внимательным-внимательным наблюдением, следить за тем, хорошо ему или плохо. Если он делает какое-то действие, вот вы говорите — ребенок крутится вместе с машинкой, значит ему это нужно. Если он качается, прыгает на диване бесконечное количество раз или ударяется спинкой о диван, значит ему это нужно. Он восстанавливается ритмичными движениями, он поле своё создает. Вы не беспокойтесь, он до 30 лет не будет так стучать, если вы спокойно к этому отнесетесь и защитите его от окружающих. Защитите его от оценок окружающих.

Не нужно демонстративно показывать окружающим, что с вами происходит. Тем более, раз вы подкрепились уже физиологическим обследованием невропатолога.

Понимаете, все вопросы на 90% становятся не важными, когда вы просто допускаете эту мысль: я не знаю, кто у меня растет. Мне Бог дал чудо. Чудо, которое я обязалась, или мы обязались сопроводить в эту жизнь до того времени, пока это чудо поймет, кто оно. Такая у нас эпоха. И действительно, эти дети проявят те качества, о которых вы даже себе представить не могли, и обогатят этот мир теми поступками, и теми изобретениями, и поведениями, и проявлениями, которые нам, нашему поколению, казались заоблачными и экстремальными. Но для этого им нужен другой мозг, другое тело, другие реакции. А как они их воспитают, если мы пытаемся их впихнуть в наше прежнее устройство.

Ангелы и страхи

И третий вопрос касается того, что ребенок видит разные объекты энергетического мира. Во время молитвы он видит ангелов, а в неожиданных ситуациях или когда остается один – видит что-то пугающее, кошмарики. И мама пишет:

«Она очень боится быть одна, потому что за ней кто-то наблюдает. И это не только дома.

Вопрос: это опять связано с моим давлением на неё или это её личный страх? Пробовали проживать страх одиночества, но до конца не получилось. Что можно ещё сделать? Что в себе посмотреть?

Заранее спасибо».

Вы поймите: ваша неспособность объяснить ребёнку что происходит, пугает его больше, чем сами события, которые происходят. Поэтому вы можете ему не объяснять по сюжету — что происходит, но вы обязаны себя успокоить – помолиться, сделать медитацию или подышать, ресурс поднять – и сказать: «Раз это происходит с моим ребёнком, значит ему это надо. Раз он получает такой опыт, значит это такой способ его взросления». И когда у вас внутри есть ощущение, что всё в порядке, Вы можете его передать ребенку: «бояться нечего, ты это сможешь освоить, ты научишься руководить этим процессом, ты сможешь это переориентировать в безопасное пространство» — когда вы так себя ведете, то получается ситуация, в которой ребёнок бессознательно ощущает: в нем сила, а не в вас. Ему не нужен спасатель в виде взрослого, ему нужна поддержка, что «со мной всё в порядке».

Теперь о происхождении такого рода страхов, когда всякие некрасивые пугающие образы видятся. Все вы знаете, что вокруг нас море микробов. Если включить микроскоп, то мы увидим, что кишмя кишим, прямо очень неприятное зрелище. Я как-то однажды видела фильм о том, сколько существ живет в глазу. Это все существа, которые помогают нам нормально функционировать. Там и черви какие-то, и сороконожки, и кого там только нет. Если бы мы это видели, мы бы, наверное, от ужаса не знаю куда делись. Так вот у этих детей есть подобная способность видеть энергетические субстанции такого же рода.

Вокруг нас просто огромный бульон всевозможных энергетических субстанций, которые являются остатками мыслей людей, клочками электромагнитного поля, которое остается от аппаратуры, коллективным бессознательным, следствием того, что у нас передаются сигналы по телефону, по телевидению. То есть вокруг нас огромное количество так называемых существ. Это не в полном смысле слова существа, которые имеют свою волю, желание действовать и так далее. Но это в некотором смысле живые существа, потому что они имеют волю к жизни. Их породили люди. Это как бы наши порождения. Это как вы вот выдох делаете – облачко пара выходит, и оно не сразу рассеивается. Точно также ваша мысль, какая бы мысль не была, она ушла в пространство и сохранила какую-то свою идентичность. И любое порожденное нами состояние – страх, или усталость, или радость, или ликование – любое порожденное нами состояние, которое запечатлелось в мыслеформу, а на самом деле в чувствоформу, — оно хочет жить, продолжать существовать. Поэтому оно инстинктивно плывет туда, где подобные эмоции. И поэтому человек в хорошем настроении притягивает к себе хорошие события, а человек в плохом настроении притягивает к себе плохие события. Потому что все эти порожденные другими людьми негативные состояния, они как магнитом притягиваются, если у вас плохое настроение. И наоборот, когда вы на подъёме, то вокруг вас такие же созвучные вам состояния.

Что же делать детям, которые, конечно, бывают в разном настроении? И в моменты огорчения или разочарования, упадка сил, или неосторожно придумав себе какой-то образ, потому что если вы видите расплывчатое пятно, или вы чувствуете какое-то присутствие энергии, ваша фантазия достроит эту энергию. Есть замечательная книга – «Полеты с розовой феей». В младшем возрасте моих детей она попала мне в руки и очень помогла им осознать устройство мироздания. Там рассказана замечательная история про такую чувствительную девочку, к которой по ночам прилетала фея и летала с ней, показывала, как вообще устроен мир. И в частности был такой момент, когда они полетели в астральном теле, и она показывала, как происходит жизнеобеспечение леса. Они стали крохотными, оказались в корнях деревьев, и девочка увидела, как маленькие корешки, самые кончики корешков деревьев тянутся к воде. И если на пути этого корешка есть комок земли, то появляется такое светящееся многогранное существо, как сверкающий камешек, этот комочек отодвигает, и корешок попадает к воде. Девочка спрашивает: «А что этот такое?». Фея отвечает: «Это гном». Она говорит: «О, я думала гномы другие». Ну, фея только улыбнулась, и тут же, в тот же момент девочка видит маленького человечка в колпаке, в красных сапожках, в зелененьком камзольчике. И фея рассмеялась и говорит: «Вот видишь, как только ты представила себе гнома, так сразу эта энергия проявила тот образ, который ты можешь узнать». Это главный принцип того, как перед нами предстает невидимый мир.

То есть в отличие от микробов, которые имеют свою независимую физическую форму, энергетические субстанции тут же приобретают ту форму, которую мы от них ожидаем. Поэтому если ребенок боится, или опасается, если у него уже был опыт непонятного (а я повторила – родители не смогли ему дать ощущение безопасности, что ты хозяин положения, что ты хочешь, то и будет с тобой происходить). А все эти существа, они как знаете, в сказке- фильме «Снежная королева», сны короля, изображающие охотников -проскакивают мимо, не затрагивая тебя. Так вот если у ребёнка уже был опыт страха, то он легко превращает любые энергетические субстанции в какие-то страшные картинки для себя, и потом вторично боится. Это один момент.

Второй момент, почему ребёнок не хочет оставаться один, — это может быть связано вот с чем. В присутствии взрослого человека, не способного видеть энергии, и вообще не верящего в то, что они существуют, и на опыте своём не видящего их, у ребёнка меняется частота. Как бы его прибор видения становится более примитивным. Он настраивается с прибором видения взрослого. У него закрывается видение. Ему проще, потому что в это время он не видит всех этих существ.

Третий момент, который очень важен, это ну не то что профилактика, а правильное ращение таких детей. Поймите, что если у человека есть способность видеть тонкий мир, а он очень разнообразен, и вы видите то, на каком этаже находитесь. Когда вы воодушевлены, счастливы, лучезарны, то видите прекрасные существа. А когда вы в упадке, усталости, раздражении, страхе, вы видите ужасные существа. Не потому что вы перемещаетесь туда-сюда, это они всё время существуют рядом, просто ваша радиостанция направлена на другие вещи.

Вопрос: как быть в хорошем месте?

Ответ: нужно менять радиостанцию, уметь переключать радиостанцию.

То есть понимаете, лучшее, что вы можете дать ребёнку, это передать ему три момента:

Первое – человек хозяин всего. Если вы не хотите взаимодействовать с какой-то силой, вы говорите: «Уйди, я не хочу тебя видеть», — и она рассеется.

Второе – у нас есть защитники: это ангелы-хранители и наше собственное высшее «Я», и чем раньше вы расскажете детям про помощь ангельскую, тем проще детям будет жить и призывать своих невидимых друзей, а часто видимых для них. Тем более, если ребенок видел уже этих существ. Я сейчас не распространяюсь об общении с ангелами – у меня отдельно есть семинар на этот счет в клубе. А для тех, кто не в клубе – книга Дорин Верче «Послания от ангелов».

Третий момент – точно так же, как нельзя после стирки в стиральной машине вытащить вещь в нормальном состоянии, если платье застрочено, а швы не обверложены, если вы постираете пару раз в стиральной машине – то края обтреплются. Точно также нельзя для такого ребёнка выходить в день, в жизнь, без молитвы. Если вы помолились утром, попросили защиты и выразили благодарность, и настроились на связь со своими ангелами, то вы как бы сделали эту «оверложку». Ваши швы обработаны, вы не будете рваться в этой жизни. Очень важно для таких детей, которые обладают гиперчувствительностью, утром и вечером молиться. Ну, собственно, для всех детей полезно простыми словами сказать: «Ангел мой, пойдем со мной, ты вперед – я за тобой». И достаточно этого, потому что у детей очень чистая вера, которая моментально срабатывает при наличии того, что родители не мешают своим неверием.

Четвертый момент – это то, что вам совсем не обязательно верить ни во что из того, что я сейчас рассказываю. Когда я была в такой ситуации, и моя девочка старшая, Анастасия, которая сейчас радует людей своими талантами, в возрасте четырех-пяти-шести лет постоянно общалась с невидимыми какими-то существами. Она просыпалась ночью в ужасе, потому что на разных планетах с ней случались разные события (я одно время записывала, несколько тетрадей исписала, а потом устала). Я в то время, двадцать лет назад, не могла сказать с уверенностью, что мой ребёнок ясновидящий. Возможно, в то время это были для меня симптомы раздвоения личности, того, что впоследствии называется шизофренией, способностью к психотропной деятельности. Потому что я выросла в семье материалистов, мама у меня невропатолог. Но я точно знала, что бы там ни было, моя задача – передать ребёнку чувство безопасности, чувство спокойствия и надёжности. И, собственно, почему я начала так интенсивно работать над собой – мне нужно было укрепить свою связь с Богом, чтобы поддержать своего ребёнка. И мне достаточно было два-три раза сказать о том, что она – хозяйка положения, если она не хочет там находиться, достаточно сказать: «Сгинь, не хочу тебя видеть» — и это рассеется.

А в детстве у нее были часто такие видения, когда оживали куклы, и ожившие, со стеклянными глазами, нападали на неё. И остановить их было очень сложно для неё. Уже когда она плакала, кричала, я тогда только могла вмешаться в этот процесс. И довольно быстро я ей объяснила, что, во-первых, нужно с определенными чувствами засыпать, а во-вторых, что бы ни случилось – она сильнее всех, потому что в ней есть искра Бога, а во всех этих созданиях этой искры нет. Они – порождение человека или каких-то других разумных сил. И хотя я сама в это не верила в полной мере, я сама в то время не имела никакого опыта общения с ангелами, я не умела ощущать присутствие Создателя, я ничего этого не умела, но я ребёнку это объяснила. Что мы находимся все в безопасности, потому что мы находимся в ладонях Бога. Я говорила теорию, которая давала мне уверенность самой. И это было правильным решением.

Я защищала её от окружающих. Я ей быстро объяснила, что не надо делиться ни с кем тем, что ты видишь, кроме меня. Не надо бабушкам об этом рассказывать, тем более воспитателям или учителю. В садик мы ходить не смогли, а в школе были проблемы, когда её в первом классе поднимали к доске, а она не поворачивала лицо от шторы, с которой разговаривала. А когда учительница возмущенно начинала орать (а девочка моя была такая худенькая, бледненькая, очень слабенькая физически), она с недоумением смотрела на учителя и говорила: «Я занята, ко мне пришла Лира, я с ней разговариваю». И мне пришлось много усилий приложить, чтобы этой учительнице преподнести всё это странное поведение как последствие стресса от развода с папой. Что у ребёнка вот такая «псих -продукция» на фоне большого стресса, что я прошу вас, пожалуйста, оставьте ее в покое, не трогайте ее, не мешайте ей рисовать цветочки в тетрадях и т.д., что это пройдет со временем. Так это и произошло.

Поэтому вопрос не в том, чтобы ребёнок перестал видеть то, что его пугает, вопрос в том, чтобы он научился управлять тем, что он видит. И управление это происходит тогда, когда:

А) родитель даёт чувство безопасности через доверие Богу;

Б) ребёнка научили привлекать Высшие силы для помощи;

В) ребёнок понимает, что это он наделяет энергию формой. Это как облака: один в облаке видит крокодила, а другой – лошадку. Так и здесь – эти энергетические явления обретают ту форму, которую ребёнок проецирует из своего сознания. Поэтому, конечно, таким детям страшилки смотреть нельзя, игрушки страшные нельзя, сказки страшные нельзя, потому что у них их собственная фантазия – творящая. Если они что-то представляют, то это воплощается, по крайней мере, в этом невидимом астральном мире, видимом им, и может очень их напугать.

Подводя итог, хочу вернуться к первой же мысли. Если вы ощущаете себя на службе у Бога, вам доверено драгоценное существо, которое вы должны дорастить до возраста, когда оно само себя вспомнит. У вас не будет желания растить это существо похожим на других детей. Потому что у вас уникальная задача, неповторимая задача, непохожая ни на чью другую. И половина раздражающих и отягощающих факторов, если не 70% отпадет сама собой. Вы перестанете кормить вашего ребёнка тем, что едят другие дети. Вы перестанете побуждать его выполнять те задания, которые делают другие дети. Потому что вы понимаете, вы же не знаете, кто у вас растёт. Нелепо было бы птичку заставлять лазить по деревьям. Вот из этой же серии. И будьте, пожалуйста, благодарны жизни за то, что вам доверено это удивительное творение. И поскольку вы выбраны в его проводники, вы по контракту взялись и обязались провести этого ребёнка до его совершеннолетия, значит у вас есть силы, понимание и ресурс для того, чтобы это сделать. Всего доброго.